Rambler's Top100
Подземелье

Библиотека
доклады
в кабинет
Консультации

котел
КАБИНЕТ ЗЕЛЬЕВАРЕНИЯ


Лалла Элевсин
Рейвенкло, 1 курс
Доклад к уроку Зельеварение

Где истоки Зельеварения? Почему?

Рассматривая вопрос об истоках Зельеварения и поступательно отодвигаясь в глубь прошлого, я, прежде всего, хотела бы согласиться с вами, профессор, что непосредственно Зельеварению как науке предшествовали искусство целительства и проводимая жрецами работа над составлением зелий, вызывающих разнообразные трансы, при этом последние часто совмещали в своей деятельности и то, и другое. По сути, этот уровень развития Зельеварения можно было бы назвать уже полупрофессиональным, так как он отличается от уровня современной науки составления зелий, так же как, например, отличается уровень студента Подготовительного отделения от уровня выпускника или даже преподавателя. Но, находясь на разных уровнях, они, тем не менее, говорят уже на одном языке, поскольку именно на уровне целительства мы обнаруживаем попытки научно систематизировать и классифицировать используемые зелья и их ингредиенты.
Такому полупрофессиональному подходу к Зельеварению предшествует еще один уровень, который, конечно же, дилетантским не назовешь, поскольку зелья, составленные знахарями самой разной квалификации, прошли испытание временем и заложили основу для дальнейшего развития этой отрасли магии. Но этот этап развития сопровождался, к сожалению, большими информационными потерями в области разработки зелий, чему не мало способствовали и нерациональные, с современной точки зрения, обычаи испытывать приготовленные зелья на себе или передавать знания устно из поколения в поколения (при этом несовершенство человеческой памяти, пусть даже и магической, и тем более тот факт, что иногда человек внезапно смертен часто наносили серьезный урон достигнутым результатам). Однако уже на этом знахарском уровне искусством Зельеварения занимались маги (и даже магглы пытались), осознающие его (Зельеварение то есть) как своего рода особый дар, особую специальность, а не все подряд. Но на чем же они основывали свои знания? Что послужило материалом для их самых первых зелий?
На мой взгляд, если копнуть историю развития человека чуть глубже (ну, или не чуть), то истоки Зельеварения обнаружатся в таких чисто бытовых явлениях как приготовление пищи и приручение животных. Вот что я имею в виду: пожалуй, еще на 10 или даже 20 тысяч лет раньше, чем 5000-2000 гг. до н.э., к которым относятся первые упоминания о применении лечебных зелий, древний человек, исследуя окружающий его мир на предмет того, что бы съесть самому и чем бы накормить свою древнюю семью, обратил внимание на свойства растений, которые те проявляют как в сыром, так и в обработанном на огне состоянии. Например, он выяснил, что если угостить соседа настойкой из такого-то растения, то последний сначала придет в возбужденное состояние, а потом впадет в ступор, а потом и вообще перестанет дышать. Но если концентрация отвара будет небольшой, то у соседа только голова или суставы перестанут болеть. А вот если заварить сякое-то растение, то все будут спать спокойно, а у детей не будут болеть зубки. Ну и так далее. Названия этих растений (аконит, полынь) пришли, конечно же, позже, но сам отбор полезных и ядовитых, съедобных и несъедобных растений и плодов состоялся на этом этапе развития человека. Таким образом, уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, но и использовались в качестве лекарства. Кроме того, наблюдения за ранеными или больными животными, обладающими врожденной способностью находить среди огромного количества растений нужные для исцеления, также давало возможность древнему человеку изучать свойства растений. Так, например, подмеченные древним охотником особенности поведения оленей-маралов в период перед их брачными боями открыло для человечества тонизирующие свойства «маральего корня» (так называли корень растения левзея, так как именно его корни поедали маралы перед брачными сражениями).
Еще одним явлением, заложившим основы Зельеварения, были попытки приручения диких животных. Почему я говорю о «попытках»? Дело в том, что не все животные поддавались одомашниванию (я бы даже сказала, что одомашненные животные составили крайнее меньшинство по сравнению со своими свободолюбивыми собратьями). И, тем не менее, эти попытки, как и в случае с растениями, не только расширили рацион древнего человека, но и позволили ему сделать множество важных открытий. И одним из важнейших открытий стало, пожалуй, то, что практически все животные обладают определенной силой, определенным могуществом, которые способны оказать влияние на жизнь человека. При этом, оценив эти силу и могущество, человек не только ел мясо животных, но и поклонялся им, а заодно, по аналогии с растениями, пытался понять, в чем же именно заключены силы животного: в его крови, шерсти, когтях, зубах, внутренних органах или где-то еще. Конечно, проводить такие исследования было легче на домашних животных. Так, например, 9 – 12 тысяч лет назад человеком была приручена коза. В ходе этого приручения из желудка некоторых коз извлекались предметы, похожие на камни. Далее опытным путем выяснилось, что если в концентрированный настой того самого аконита бросить этот самый камень, то сосед по-любому не умрет. Да и на другие яды, растительного и животного происхождения, он действует подобным образом. 7 – 12 тысяч лет назад была одомашнена верная спутница волшебства – кошка. И опять таки тем же опытным путем человеку стало известно, что особой пищевой ценности это животное не представляет, однако оно явно обладает определенными мистическими способностями, хотя бы, например, способностью ловить мышей. Потом, как мне представляется, до какого-то этапа в истории человеческой цивилизации и маги, и магглы дружно пытались приручить лошадей и собак, кур и павлинов, коров и верблюдов, слонов и страусов. Но однажды, вероятно, настал такой момент, когда представители маггловского сообщества посчитали более выгодным для себя не замечать всех тех вещей и животных, которые не укладываются в рамки обычного человеческого понимания, и тогда дороги магов и магглов на пути одомашнивания животных разошлись: маги приручали единорогов, магглы – свиней; маги использовали сов как почтовых птиц, магглы – голубей; маги старались приручить драконов, магглы – морских свинок и кроликов. Но, в любом случае, по какому бы пути не шел процесс приручения животных он, тем не менее, позволил накопить в достаточном объеме знания о том, что и обычные, и волшебные животные не только хороши на вкус, но еще и обладают такими магическими свойствами, которые могут быть использованы в сочетании с растениями или для нанесения вреда или, наоборот, для оздоровления. И вот тут-то, профессор, на мой взгляд, начинается эпоха знахарства.
Таким образом, первым наставником человека в основах благородной науки Зельеварения была природа, первым хранилищем ингредиентов – лес, поле и загон для скота, а первой лабораторией – домашний очаг. Такими я вижу истоки Зельеварения, С ?ак науки. И, на мой взгляд, как у всякой другой науки, эти истоки лежат, прежде всего, в человеческой пытливости и его желании познать окружающий мир.

С уважением, Лалла Элевсин

Rambler's Top100