|
Roja Crimson
Рейвенкло, 1 курс
Доклад к уроку Спецкурс. Оборотничество
Оборотни в славянской культуре
Здравствуйте, профессор Фиби Холливал.
Доклад на тему:
Оборотни в славянской культуре
| Тема данного доклада не просто оборотни в славянской культуре,
я бы хотела рассказать о восприятии оборотней в славянском язычестве, и о том, как повлияло принятие христианства
на отношение к оборотничеству и повлияло ли вообще.
Во-первых, для славян характерно почтительное и бережное отношение к природе, которое рождено самой природой окружающей
нас и наших предков. Великолепные леса, полные дичи, поля, которые можно засеивать и снимать богатый урожай, зеленые
равнины в самый раз для выпаса скота, реки полные рыбы.
Во-вторых, считается, что у древних славян первоначально существовал культ животного-предка. Были легенды о целых деревнях,
где жили только оборотни. Наибольшей популярностью в данном культе пользовались два вида хорошо известных нам животных –
волки и медведи.
Именно этим и объясняется, почему говоря «оборотень» славяне подразумевают именно волков и медведей. Другие животные
тоже могли быть формами оборотней, но встречались гораздо реже и пользовались гораздо меньшим почтением.
Отношение к оборотням было совсем иным нежели в Европе. В католической Европе оборотень считался исчадием ада, тем,
что следует найти, отловить и изничтожить, оборотень – зло не имеющее право на существование. Ничего хорошего или
хотя бы слегка положительного в оборотнях не находили. Ну, разве, что считалось, что укус оборотня убивает вампира,
но этого было слишком мало.
Славяне относились к оборотням совсем иначе. Оборотень – человек, оборотень – добрый волк, медведь, добрый зверь,
зверь помощник.
Оборотнем мог быть и бог, оборотнями считались жрецы и волхвы. Стать оборотнем не многие стремились, но кто был таковым,
считался отмеченным за какие-то заслуги перед богами или уж просто перед судьбой. Оборотень – защитник.
|
| Славянские оборотни делились на оборотней добровольных и тех,
кто оборачивался против своей воли. Добровольные оборотни всегда сохраняли свой разум при превращениях и могли
перекидываться когда хотели того сами как в звериный облик. Так и обратно в человечий.
Оборотнями по принуждению становились дети, рожденные от союза с волком или оборотнем, и дети, проклятые своими
родителями. Христианство прибавило ещё две причины для становления оборотнем по принуждению – дети, умершие
некрещеными, и люди, которые посмели нарушить клятву, данную перед богом. Оборотни по принуждению были
более агрессивными и не столь сознательными.
В Европе разговор с оборотнями был короткий. Раз и нет оборотня. Так как их считали исчадиями ада,
служителями дьявола лишенными души и всякого права на спасение, то с оборотнями расправлялись без сожаления.
У славян всё опять иначе. Никогда не забывалось, что оборотень это человек и что просто так убить его нельзя.
Оборотня всегда старались спасти. Вернуть ему человеческий облик и помочь ему. Так. Способов заставить
оборотня вновь стать человеком было много. Самый известный – снять с себя пояс и обвязать им оборотня.
Считалось, что любая человеческая одежда могла вернуть оборотню людской облик. Христианство добавило
такие методы как – заставить оборотня слушать звон колоколов и отпаивать его святой водой или дать
немного освященной пищи.
Убийство было крайним случаем да и то отягощать свою душу грехом и убивать человека, пусть и в звериной шкуре,
никому не хотелось, поэтому с оборотня снимали всё, что оставалось в нем от прежнего облика, будь то ремешок
с ладанкой, другое какое украшение или обрывок одежды. Когда оборотень лишался всех предметов человеческого
быта, он мог считаться просто диким зверем, и тогда его убийство уже не было греховным убийством человека.
Что касается самого процесса оборачивания и получения этой способности, то у славян на этот счет были свои
взгляды (дело касается только оборотней по собственной воле). Во-первых, оборотничество было отмеченностью
человека, избранностью и избранными становились жрецы богов.
Так, Перуну, богу войны, грома и молний, приписывалась способность обращаться медведем.
Культ Велеса был непосредственно
связан с медведем, т.к. медведь у славян считался правителем леса, лесным хозяином, повелевающим животными,
а Велес – бог лисов и полей или «скотный бог».
|
| Южнославянский Дабог представлялся повелителем волков.
Высшей милостью для жреца было получить способность оборачиваться в животное соответствующее его богу. Помните мультфильм
«Князь Владимир», где жрец Перуна оборачивался медведем? Вот примерно так всё это и представлялось, наверное,
хотя кто знает… давно прошли те времена.
Во-вторых, способностью к оборотничеству обладали колдуны и чародеи. Что характерно именно для славян, так это
то, что оборотни в основном мужчины. Колдун должен быть оборотнем, а вот колдунья, ведунья не обязательно,
об этом даже не говорится.
В-третьих, способность к оборотничеству давалась людям, в чьих сердцах есть праведный гнев, кто желает
бороться за правое дело, защищать, наказать виновных. В славянском язычестве месть не считалась плохим
мотивом, наоборот, месть была благородной, это христианство уже смягчило нравы и велело подставлять другую щеку.
Примеры таких оборотней встречаются в литературе. Например, рассказ Владимира Галкина «Седой медведь»,
повествующий о мальчике Никите, сдружившемся с медведицей-оборотнем и её малым сыном. Никита сам становится
оборотнем, чтобы мстить людям проявившим неуважение к природе и убившим медведицу с медвежонком, проявляющих
безразличие и к людям, которые рядом с ними, и которые нуждались в помощи.
Четвертый метод стать оборотнем, говорит, что надо обратится за помощью к колдуну, который заколдует какой-либо
предмет, с помощью которого и будет человек перекидываться. Самый известный пример – нож. Воткнуть нож в землю,
перескочить через него, перекувыркнуться и обратиться зверем, а обратно надо сделать то же самое, но в другую сторону.
Другое дело, что метод такой был опасен – вдруг кто нож найдет да и унесет. Так и придется зверем жить в поисках
заветного ножа.
Пятый способ самый сомнительный и был доступен всем – накинуть на себя шкуру животного и если судьбе будет угодно,
то человек обернется зверем. Опасаясь случайной милости судьбы, люди предпочитали вещи из меха выворачивать
наизнанку и носить мехом вовнутрь.
Оборотня в его зверином виде можно было узнать по тени или по отражению в воде, которые всегда выдавали истинный
облик – человек.
Оборотней волков славяне звали волкодлаками, что буквально означает волчья шкура, «длака» - шкура, волосы.
У разных славянский народов произношение слегка разошлось, так что можно услышать и такие наименования
как вуйкалаки (у белорусов), волколак, волкулак, вовкулак.
|
Волки всегда пользовались уважением и считалось, что они способны видеть и отгонять всякую нечисть, противостоять злым чарам,
проклятиям и наговорам, а так же давали силу воинам. Отсюда и популярностью зубов, когтей и волчьих лап, из которых делали
украшения, талисманы и обереги в попытке уберечь себя и свой дом. Волк считался примером идеального воина. Кстати.
Волки могут служить образчиками хороших семьянинов, т.е живут они стаями и в отличии от большинства других животных
являются моногамными, т.е. составляют постоянные пары из самца и самки, трепетно относятся к своему потомству.
Уж не это ли так схожее с человеческим отношением к детям стало причиной для сближения волка и человека, для историй,
когда волки вскармливали и выращивали людей (Маугли, Рем и Ромул).
Высшим проявлением уважения к волкам было то, что их старались называть иносказательно, в результате чего сейчас
у нас есть ряд эпитетов безошибочно сопоставляющихся с волком – серый, лютый, зубастый. Февраль был месяцем
волков и раньше назывался «лютень», в честь волка.
Оборотней-медведей называли берендеями – берендей. Берендей – оборотень, обращающийся в бурого медведя.
Как я уже заметила, медведь считался царем леса. Кроме того считалось, что медведи как и волки способны отогнать
нечисть, побороть кикимору и лешего. А своей могучей силой медведей уважали как символ воина и символ Перуна.
У медведей, в отличие от всех других животных, есть душа, которая всегда находится рядом с ним в образе щенка.
Сближает человека и медведя славянское поверье о том, что медведи – это люди, которых разгневанный непослушанием
Бог превратил в медведей. Т.е. медведи по своей первоначальной сути уже являются людьми и ведут себя как люди.
Медведи пляшут под веселую музыку (ярмарочное развлечение), медведи ходят на двух лапах (совсем как человек)
и то же очень трепетно относятся к своим медвежатам.
Для славян оборотень не был символом ужаса и кошмара, не явился он для них жутким демоном и даже после принятия
христианства. Язычество переплелось с христианством и обошлось малыми жертвами, пожалуй христианство
только добавило способов для того чтобы помочь человеку обернуться обратно человеком из зверя.
Для славян оборотничество было явлением обычным и естественным, благим, хоть и бывали исключения.
Ну, а то, что мы имеем на сегодняшний день – результат массового распространения культуры Западной с её
страхами животного мира и представлениями о волке исключительно как о воре, укравшим их овец, и монстре,
съевшем Красную Шапочку и несчастную пенсионерку с плохим зрением, слухом и вставной челюстью.
|
С уважением,
Roja Crimson.
|
|