Rambler's Top100
СПЕЦКУРС "ОБОРОТНИЧЕСТВО"
 
  в Школу

Лучшие ученики
Доклады
Почта
Кабинет

 
 
 
 

Roja Crimson
Рейвенкло, 1 курс
Доклад к уроку Спецкурс. Оборотничество

Оборотни в славянской культуре


Здравствуйте, профессор Фиби Холливал.

Доклад на тему:

Оборотни в славянской культуре



Тема данного доклада не просто оборотни в славянской культуре, я бы хотела рассказать о восприятии оборотней в славянском язычестве, и о том, как повлияло принятие христианства на отношение к оборотничеству и повлияло ли вообще.
Во-первых, для славян характерно почтительное и бережное отношение к природе, которое рождено самой природой окружающей нас и наших предков. Великолепные леса, полные дичи, поля, которые можно засеивать и снимать богатый урожай, зеленые равнины в самый раз для выпаса скота, реки полные рыбы.
Во-вторых, считается, что у древних славян первоначально существовал культ животного-предка. Были легенды о целых деревнях, где жили только оборотни. Наибольшей популярностью в данном культе пользовались два вида хорошо известных нам животных – волки и медведи.
Именно этим и объясняется, почему говоря «оборотень» славяне подразумевают именно волков и медведей. Другие животные тоже могли быть формами оборотней, но встречались гораздо реже и пользовались гораздо меньшим почтением.
Отношение к оборотням было совсем иным нежели в Европе. В католической Европе оборотень считался исчадием ада, тем, что следует найти, отловить и изничтожить, оборотень – зло не имеющее право на существование. Ничего хорошего или хотя бы слегка положительного в оборотнях не находили. Ну, разве, что считалось, что укус оборотня убивает вампира, но этого было слишком мало.
Славяне относились к оборотням совсем иначе. Оборотень – человек, оборотень – добрый волк, медведь, добрый зверь, зверь помощник. Оборотнем мог быть и бог, оборотнями считались жрецы и волхвы. Стать оборотнем не многие стремились, но кто был таковым, считался отмеченным за какие-то заслуги перед богами или уж просто перед судьбой. Оборотень – защитник.


Славянские оборотни делились на оборотней добровольных и тех, кто оборачивался против своей воли. Добровольные оборотни всегда сохраняли свой разум при превращениях и могли перекидываться когда хотели того сами как в звериный облик. Так и обратно в человечий.
Оборотнями по принуждению становились дети, рожденные от союза с волком или оборотнем, и дети, проклятые своими родителями. Христианство прибавило ещё две причины для становления оборотнем по принуждению – дети, умершие некрещеными, и люди, которые посмели нарушить клятву, данную перед богом. Оборотни по принуждению были более агрессивными и не столь сознательными.
В Европе разговор с оборотнями был короткий. Раз и нет оборотня. Так как их считали исчадиями ада, служителями дьявола лишенными души и всякого права на спасение, то с оборотнями расправлялись без сожаления.
У славян всё опять иначе. Никогда не забывалось, что оборотень это человек и что просто так убить его нельзя. Оборотня всегда старались спасти. Вернуть ему человеческий облик и помочь ему. Так. Способов заставить оборотня вновь стать человеком было много. Самый известный – снять с себя пояс и обвязать им оборотня. Считалось, что любая человеческая одежда могла вернуть оборотню людской облик. Христианство добавило такие методы как – заставить оборотня слушать звон колоколов и отпаивать его святой водой или дать немного освященной пищи.
Убийство было крайним случаем да и то отягощать свою душу грехом и убивать человека, пусть и в звериной шкуре, никому не хотелось, поэтому с оборотня снимали всё, что оставалось в нем от прежнего облика, будь то ремешок с ладанкой, другое какое украшение или обрывок одежды. Когда оборотень лишался всех предметов человеческого быта, он мог считаться просто диким зверем, и тогда его убийство уже не было греховным убийством человека.
Что касается самого процесса оборачивания и получения этой способности, то у славян на этот счет были свои взгляды (дело касается только оборотней по собственной воле). Во-первых, оборотничество было отмеченностью человека, избранностью и избранными становились жрецы богов.
Так, Перуну, богу войны, грома и молний, приписывалась способность обращаться медведем. Культ Велеса был непосредственно связан с медведем, т.к. медведь у славян считался правителем леса, лесным хозяином, повелевающим животными, а Велес – бог лисов и полей или «скотный бог».

Южнославянский Дабог представлялся повелителем волков.
Высшей милостью для жреца было получить способность оборачиваться в животное соответствующее его богу. Помните мультфильм «Князь Владимир», где жрец Перуна оборачивался медведем? Вот примерно так всё это и представлялось, наверное, хотя кто знает… давно прошли те времена.
Во-вторых, способностью к оборотничеству обладали колдуны и чародеи. Что характерно именно для славян, так это то, что оборотни в основном мужчины. Колдун должен быть оборотнем, а вот колдунья, ведунья не обязательно, об этом даже не говорится.
В-третьих, способность к оборотничеству давалась людям, в чьих сердцах есть праведный гнев, кто желает бороться за правое дело, защищать, наказать виновных. В славянском язычестве месть не считалась плохим мотивом, наоборот, месть была благородной, это христианство уже смягчило нравы и велело подставлять другую щеку.
Примеры таких оборотней встречаются в литературе. Например, рассказ Владимира Галкина «Седой медведь», повествующий о мальчике Никите, сдружившемся с медведицей-оборотнем и её малым сыном. Никита сам становится оборотнем, чтобы мстить людям проявившим неуважение к природе и убившим медведицу с медвежонком, проявляющих безразличие и к людям, которые рядом с ними, и которые нуждались в помощи.
Четвертый метод стать оборотнем, говорит, что надо обратится за помощью к колдуну, который заколдует какой-либо предмет, с помощью которого и будет человек перекидываться. Самый известный пример – нож. Воткнуть нож в землю, перескочить через него, перекувыркнуться и обратиться зверем, а обратно надо сделать то же самое, но в другую сторону. Другое дело, что метод такой был опасен – вдруг кто нож найдет да и унесет. Так и придется зверем жить в поисках заветного ножа.
Пятый способ самый сомнительный и был доступен всем – накинуть на себя шкуру животного и если судьбе будет угодно, то человек обернется зверем. Опасаясь случайной милости судьбы, люди предпочитали вещи из меха выворачивать наизнанку и носить мехом вовнутрь.
Оборотня в его зверином виде можно было узнать по тени или по отражению в воде, которые всегда выдавали истинный облик – человек.
Оборотней волков славяне звали волкодлаками, что буквально означает волчья шкура, «длака» - шкура, волосы. У разных славянский народов произношение слегка разошлось, так что можно услышать и такие наименования как вуйкалаки (у белорусов), волколак, волкулак, вовкулак.

Волки всегда пользовались уважением и считалось, что они способны видеть и отгонять всякую нечисть, противостоять злым чарам, проклятиям и наговорам, а так же давали силу воинам. Отсюда и популярностью зубов, когтей и волчьих лап, из которых делали украшения, талисманы и обереги в попытке уберечь себя и свой дом. Волк считался примером идеального воина. Кстати. Волки могут служить образчиками хороших семьянинов, т.е живут они стаями и в отличии от большинства других животных являются моногамными, т.е. составляют постоянные пары из самца и самки, трепетно относятся к своему потомству. Уж не это ли так схожее с человеческим отношением к детям стало причиной для сближения волка и человека, для историй, когда волки вскармливали и выращивали людей (Маугли, Рем и Ромул).
Высшим проявлением уважения к волкам было то, что их старались называть иносказательно, в результате чего сейчас у нас есть ряд эпитетов безошибочно сопоставляющихся с волком – серый, лютый, зубастый. Февраль был месяцем волков и раньше назывался «лютень», в честь волка.
Оборотней-медведей называли берендеями – берендей. Берендей – оборотень, обращающийся в бурого медведя.
Как я уже заметила, медведь считался царем леса. Кроме того считалось, что медведи как и волки способны отогнать нечисть, побороть кикимору и лешего. А своей могучей силой медведей уважали как символ воина и символ Перуна. У медведей, в отличие от всех других животных, есть душа, которая всегда находится рядом с ним в образе щенка.
Сближает человека и медведя славянское поверье о том, что медведи – это люди, которых разгневанный непослушанием Бог превратил в медведей. Т.е. медведи по своей первоначальной сути уже являются людьми и ведут себя как люди. Медведи пляшут под веселую музыку (ярмарочное развлечение), медведи ходят на двух лапах (совсем как человек) и то же очень трепетно относятся к своим медвежатам.

Для славян оборотень не был символом ужаса и кошмара, не явился он для них жутким демоном и даже после принятия христианства. Язычество переплелось с христианством и обошлось малыми жертвами, пожалуй христианство только добавило способов для того чтобы помочь человеку обернуться обратно человеком из зверя.
Для славян оборотничество было явлением обычным и естественным, благим, хоть и бывали исключения.
Ну, а то, что мы имеем на сегодняшний день – результат массового распространения культуры Западной с её страхами животного мира и представлениями о волке исключительно как о воре, укравшим их овец, и монстре, съевшем Красную Шапочку и несчастную пенсионерку с плохим зрением, слухом и вставной челюстью.



С уважением,
Roja Crimson.


 
 
Rambler's Top100
©2009-2024, Fibi Hollival